ГРУППА КОМФОРТ
Оплатить ЖКУ
На электронную почту будет отправлен чек об оплате

Аналитическое агентство RWAY: Долги за ЖКХ

Опубликовано: 13.04.2017

Долги за услуги ЖКХ по всей стране нарастают снежным комом. Уже превысили отметку в триллион рублей. Если несколько лет назад копить коммунальный долг было не страшно, то теперь, как говорится, себе дороже. Минстрой объявил, что в ближайшие два года есть намерение победить долги в ЖКХ. Комплексные меры уже начинают действовать. Приняты принципиально важные решения: увеличены пени за просрочку коммунальных платежей и введена прогрессивная шкала их начисления, введен упрощенный порядок взыскания долгов за коммуналку (получать долги не через судебное решение, а через судебный приказ), упрощен порядок приостановления (ограничения) предоставления коммунальных услуг должникам (отменено повторное уведомление собственников перед непосредственным отключением). Однако пока неумолимая статистика свидетельствует о наличии коммунальных долгов, причем прогрессирующих.

О том, как на практике реализовываются меры по борьбе с задолженностями за жилищно-коммунальные услуги, о двойных стандартах за просроченные счета и неотвратимости наказания рассказал директор управления по правовым и жилищным вопросам «ВК Комфорт» Николай Яценко.

RWAY: За последние несколько лет законодательно были приняты акты, регулирующих «отношения» с должниками. Насколько действенными оказались эти меры?

Яценко Н.: Введение пени, на мой взгляд, является действенным методом по взаимодействию с должниками. В первую очередь, в части стимулирования их к своевременной оплате.

Данный инструмент мы используем около двух лет, до этого не прибегали. Но сказать, что существенно это изменило ситуацию, наверное, будет неправильно: долги как были, так и есть, более того  они растут. Но повторю, пени – это скорее стимуляция своевременной оплаты.

Помимо этого, пени – некая компенсация расходов управляющей организации на судебные расходы, частично покрывает привлекаемые денежные средства на покрытие кассовых разрывов. Также пени дает возможность на судебной стадии урегулировать вопрос с должником путем заключения мировых соглашений. То есть, дает маневр во взаимоотношениях, не доводя их до критической отметки.

RWAY: Имеется в виду, что управляющая организация может отказаться от предъявления суммы пени, а что взамен?

Яценко Н.: Можем отказаться, например, при условии, что собственник оплатит долг до вынесения решения суда, в ускоренном порядке. Такой вариант возможен, и нами применяется.

RWAY: Упрощение процедуры отключения должников, в частности, без повторного предупреждения, снизило количество должников?

Яценко Н.: Что касается изменений в Постановление Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части упрощения процедуры ограничения коммунальных услуг, в частности, ограничения электроснабжения и водоотведения, то эти меры оказались действенными.

Мы можем формировать больший пул должников на отключение. Поскольку процедура упростилась, мы можем за тот же период охватить, допустим, не 100, а 200 или 300 человек. Но этих действий тоже не всегда оказывается достаточно, и надо работать дальше над совершенствованием законодательства по повышению платежной дисциплины собственников. Собственники должны отвечать и понимать последствия от уклонения тех или иных юридических действий, как то оплата за жилищно-коммунальные услуги.

Действенным инструментом, который повлиял на увеличение собираемости долгов через суд, стал судебный приказ. Он был всегда, но в 2016 г. законодатель прямо указал, что иски по ЖКУ взыскиваются только через судебный приказ.

RWAY: Как судебные приказы по ЖКУ стали реализовываться на практике?

Яценко Н.: Возникли подводные камни, с которыми приходится сталкиваться управляющим организациям при подаче приказов. В судах их принимают довольно неоднозначно: суды мировые отправляют в суд районный, районный – обратно в мировой, то есть появляется некое противоречие.

Пленум Верховного суда, который был принят по судебным приказам, не разрешил те сомнения, которые присутствуют. Но думаю, практика с неоднозначными вопросами разберется.

В будущем эта система станет более совершенной. А пока приходится по несколько раз подавать судебные приказы, и каждый судья по-своему трактует возможность возврата приказа. Более того, собственники научились использовать судебный приказ в своих целях: любое заявление о несогласии с приказом влечет за собой его отмену.

При этом собственнику не надо обосновывать свое несогласие, а просто выразить его. Тогда суд выносит решение об отмене приказа, а мы вынуждены обращаться к судебному производству со всеми последствиями.

RWAY: Получается, что судебный приказ должен был сократить процедуру взыскания задолженности, а на практике получилось наоборот?

Яценко Н.: Судебные приказы отменяются в 1520% от всех поданных заявлений. Остальные проходят в упрощенном порядке, процедура получения судебного приказа, вступившего в законную силу, по сравнению с исковым производством уменьшается по срокам в 22,5 раза. Это действенный механизм. Например, нам он позволяет подавать ежемесячно по 100 представлений на судебные приказы. За весь прошлый год мы подали 300 исков, и уже только за первый квартал текущего года примерно столько же.

RWAY: В случае отмены судебного приказа, несет ли должник дополнительные расходы?

Яценко Н.: Если судебный приказ отменен, мы обращаемся к исковому производству. Тогда помимо пеней выставляем должнику судебные расходы. Отменяя приказ, должник получает сверху к сумме долга около 10 000 руб.

RWAY: Количество должников на рынке ЖКХ растет – это тенденция. Государство и уполномоченные органы со своей стороны усиливают контроль и разрабатывают дополнительные меры по взысканию задолженностей. Что планируется далее? Что еще могло бы устрашить неплательщика?

Яценко Н.: Про официальные проекты и изменения в законодательные акты пока неизвестно. Но в бизнес-сообществе активно обсуждаются разные модели поведения в отношении должников. Во-первых, управляющие компании сейчас находятся не на равных позициях во взаимоотношениях УО/собственник и УО/РСО.

Если мы должны соблюсти определенную процедуру, прежде чем отключить должника, то ресурсоснабжающие организации работают с нами на жестких условиях: неоплата долгов сопоставляется с лицензионным нарушением с вытекающими последствиями, тут же информация поступает в прокуратуру и жилинспекцию о несвоевременности оплаты, выдаются предписания, штрафы.

Более того, если для физлиц предусмотрен льготный период (фактически месяц отсрочки платежа), то для УО за просрочку оплаты счетов РСО пени идут сразу повышенные. Ситуация неравнозначная.

Еще одно направление: необходимо на уровне СНиПов и ГОСТов разработать требования к строителям, чтобы была возможность отключения/подключения коммунальных услуг, не заходя в жилое помещение. В настоящий момент заявлено декларативно, что мы можем ограничить водоотведение, но при этом физически мы не можем этого сделать, не попав в помещение. Порой это не реально или является темой для отдельного судебного решения.

RWAY: Как Вы считаете, нужно ли ужесточить меры ответственности в отношении должников – физических лиц?

Яценко Н.: Ответственность за несвоевременную оплату должна наступать без отдаления сроков. Собственник не заплатил в отведенный для этого период, наступает ограничение коммунальных услуг. По-другому мы не сможем добиться собираемости платежей.

Всего неплательщики составляют, согласно официальной статистике, 36% от общего объема начислений, по данным коммерческих управляющих организаций, неплательщики составляют 2030% от общего количества собственников. Нарушение порядка оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги является наиболее массовым нарушением условий договора управления. Специалисты «ВК Комфорт» ведут работу по взиманию задолженностей у собственников помещений, применяя комплекс мер досудебного урегулирования, к злостным неплательщикам - меры судебного урегулирования. Однако повысить уровень платежной дисциплины могут только сами собственники.