ГРУППА КОМФОРТ
Оплатить ЖКУ
На электронную почту будет отправлен чек об оплате

Экспертное мнение директора управления по правовым и жилищным вопросам Николая Яценко для «РБК-Недвижимость»

Опубликовано: 07.02.2017

С 2017 года машино-места на парковках можно зарегистрировать в собственность как отдельный объект недвижимости

С 1 января 2017 года владельцы машино-мест в подземных паркингах в домах, а также отдельностоящих гаражных комплексах получили возможность их регистрации как самостоятельного объекта недвижимости. Ранее россияне не могли выделить машино-места в подобных локациях в отдельные объекты недвижимости (в Гражданском кодексе не было термина «машино-место»), они оформлялись в долевую собственность. Однако данное нововведение не касается парковочных мест во дворах, на обочинах дорог или наземных стоянках.

Продать такой объект можно было исключительно с письменного согласия всех остальных собственников парковки либо оформив дарственную на долю. С присвоением машино-месту отдельного статуса владельцы могут зарегистрировать право собственности, что даст им возможность продавать, дарить и менять объекты без оглядки на соседей.

Еще один из минусов оформления в собственность помещений по старым правилам — постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на машино-место как на нежилое помещение. «Однако такая схема также имела недостатки для собственников. Например, в Москве ставка налога на имущество физических лиц в отношении машино-мест и гаражей составляет 0,1% от кадастровой стоимости объекта, в случае с нежилыми помещениями — 0,5%. Таким образом, собственник парковочного места, оформленного в качестве нежилого помещения, вынужден был платить больше», — рассказал «РБК-Недвижимости» представитель пресс-службы девелоперской группы компаний «Пионер».

Так как машино-места признаны самостоятельным объектом недвижимости, теперь используется стандартная процедура их регистрации. Собственник или застройщик подает заявление о постановке машино-места на учет и регистрацию права собственности на него, прикладывает технический план и правоустанавливающие документы, выплачивает госпошлину.

Для регистрации нужны документы, подтверждающие право на парковочное место. Это может быть договор долевого участия (ДДУ), соглашение о купле-продаже, дарственная и т. п. Затем владелец машино-места должен пригласить кадастрового оценщика, который составит технический план и поставит объект на кадастровый учет. После этого необходимо предоставить правоустанавливающий документ и технический план в офис Росреестра в любом многофункциональном центре Москвы, отправив почтой или в электронном виде, также можно заказать выезд специалиста для оформления всех документов.

Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина с физических лиц 2 тыс. руб. Операции по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости осуществляются в срок от 5 до 12 рабочих дней.

Особенности оформления

Единственная особенность оформления — определение границ машино-места. «В связи с тем что у большинства парковочных мест отсутствуют ограждающие их стены, предусмотрена специальная процедура, согласно которой границы машино-места определяет кадастровый инженер на основании проектной документации построенного объекта и указывает эти данные в техническом плане. Непосредственно в паркинге границы машино-места могут обозначаться путем нанесения на поверхность пола разметки краской или с использованием наклеек», — поясняет представитель пресс-службы девелоперской группы компаний «Пионер».

Машино-место должно соответствовать заданным габаритам: минимальные размеры автостоянки — 5,3 х 2,5 м, максимальные — 6,2 х 3,6 м. В случае несоответствия машино-места этим параметрам Росреестр может отказаться его регистрировать, так что, возможно, придется обратиться в суд, предупреждает управляющий партнер ГК «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.

В управляющей компании «ВК Комфорт» приводят пример: застройщик ЖК «Мичурино» находится в стадии ликвидации и не успел провести регистрацию машино-мест в собственность. «В данном случае вопрос можно решить только в судебном порядке, — утверждает директор по правовым и жилищным вопросам УК «ВК Комфорт» Николай Яценко. — Около 500 владельцев не смогли оформить собственность на машино-места в паркинге и обратились к нам с просьбой помочь зарегистрировать права на недвижимость». Подобная ситуация и в новом ЖК «Северный парк»: застройщик не ввел в эксплуатацию парковку. «Сейчас, по сути, нет объекта недвижимости и невозможно получить и зарегистрировать кадастровые документы на объект. Эту проблему дольщиков также помогает решать управляющая компании жилого комплекса», — уточняет Николай Яценко.

Машино-места в Москве

С начала реализации программы правительства Москвы по внедрению платных парковок на улицах города приобретение машино-места вместе с квартирой стало более актуально, отмечают риелторы компании «Метриум Групп». Сегодня, по их данным, такая возможность есть практически во всех новостройках Старой Москвы, в том числе и в сегментах эконом- и комфорт-класса. Собственного подземного или отдельно стоящего паркинга нет менее чем в 5% столичных жилых комплексов, реализуемых на первичном рынке Москвы.

Стоимость машино-места в массовом сегменте новостроек Москвы начинается от 310 тыс. руб. Ценовой максимум в 2016 году в компании «Метриум Групп» отмечен в двух проектах: клубных домах на Арбате и «Плотникоff» — 20,14 млн руб.

«По статистике, на сегодняшний день парковочное пространство для своего автомобиля в столице приобретает как минимум каждый второй покупатель жилья в бизнес-классе, а в элитном сегменте этот показатель достигает 100%, — говорит управляющий партнер компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. — При этом машино-места пользуются спросом не только в дорогих проектах, но и в массовом сегменте: в зависимости от жилого комплекса от 30% до 50% покупателей квартир эконом- и комфорт-класса приобретают места для стоянки машин».

Сергей Велесевич